Выступление Государственного Советника Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева на торжественном заседании, посвящённом 30-летию Академии наук Республики Татарстан и 100-летию академической науки в РТ

30 сентября 2021 г., четверг

Уважаемые участники и гости торжественного заседания! Уважаемый Макзюм Халимуллович!

Хөрмәтле галимнәребез, кунакларыбыз!

Открытие 100 лет назад Академцентра и создание 30 лет назад Академии наук Татарстана – тесно взаимосвязаны с новой историей Татарстана, в частности, со 100-летием нашей республики. Если бы не было сильной республики, имеющей крепкую научно-образовательную базу, мощный интеллектуальный потенциал, прочный материально-технический фундамент, то не было бы и развитой сети научно-исследовательских учреждений. В Татарстане действуют десятки именитых вузов и ряд институтов Российской Академии наук. В нашей республике гармонично сочетаются академическая, отраслевая и вузовская науки. Отрадно отметить, что выдающиеся казанские научные школы химии, математики, физики, медицины, многие отрасли гуманитарных исследований по праву признаны мировой общественностью.

Примечательно, что наши торжества проходят в год науки и технологий в Российской Федерации и в год родных языков и народного единства в Татарстане.

30 лет назад мы создали в республике Академию наук. И я должен сказать, что в то сложное время, это было судьбоносное решение.  Это стало возможным благодаря принятию нами Декларации о государственном суверенитете нашей республики. Мы заявили о своих правах. Одновременно мы заявили и о своей ответственности за развитие нашей республики в новых условиях.

Таким образом, в республике обрела жизнь своя Академия наук. И мы тогда попросили первого заместителя Правительства республики Мансура Хасановича Хасанова возглавить Академию наук, созданную впервые в истории республики. Именно он заложил крепкий фундамент Академии. Благодаря его усилиям, авторитету научно-технический потенциал республики заработал с новой силой.

Как вы знаете, в республике завершен крупнейший проект возрождения культурного наследия: древнего города Болгар и острова-града Свияжск.

За время его реализации удалось также восстановить исторические памятники, архитектурные ансамбли, создать музейные комплексы. Например, музей археологического дерева «Татарская слободка» на «Острове-граде Свияжск». Весной этого года он вошел в число топ-10 лучших музеев Европы среди 88 музеев, участвовавших в конкурсе.

Кроме того, в Болгаре и Свияжске была создана современная инфраструктура, благоустроена территория поселений, и самое главное - воссозданы духовные образы: вера, традиции и культура наших предков.

Мы искренне гордимся, что профессиональная команда, состоящая, в первую очередь, из выдающихся историков, археологов, реставраторов, проектировщиков, строителей, консультантов, смогла найти подходы, определить технологии, благодаря которым сегодня можно видеть величие и красоту древнейших памятников. Хотел бы сказать огромное спасибо всей сплоченной команде профессионалов за научное сопровождение этого масштабного проекта.

Бу юнәлештә Татарстанның күренекле археологы Альфред Халиков исемен йөртүче,  ул нигез салган традицияләрне дәвам итүче  Археология институтының олы хезмәтен аерым билгеләп үтәсе килә. Институт үз фәнни эшчәнлегендә төп юнәлешләрнең берсе итеп – Татарстан җирлеген тирәнтен өйрәнү, тарихи истәлекләрне саклау, аларны тикшерү тарихын өйрәнү, музейлаштыру мәсьәләләрен билгели. Институтның ИКОМОС кебек абруйлы халыкара фәнни оешмалар эшчәнлегенә катнашуы Татарстанны  үз археология мәктәбе булган халыкара фәнни үзәк  буларак дөньяга таныта.  

Международным признанием результатов нашей общей работы стало включение в 2014 году Болгарского историко-археологического комплекса, а в 2017 году – Успенского собора и монастыря острова-града Свияжска в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Значимость проведенной работы очень емко обозначила экс- генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова. Будучи в Казани, она сказала: «Болгар и Свияжск – не просто географические точки на карте России. Это маяки для межкультурного диалога в мире. Они указывают нам дорогу к достижению духовных ценностей и идеалов гуманизма. Это маяки, которые показывают нам, как жить вместе» - сказано прекрасно. Для нас это не только ценно, но и ответственно. Быть достойно представленным мировому сообществу - это величайшая задача. Мы должны быть узнаваемы в мире.

Как вам известно, в результате этих работ нам удалось установить достоверную дату добровольного и официального принятия ислама нашими предками на территории России. – 21 мая 922 года, тысяча сто лет тому назад.

Исламский мир Российской Федерации, с благодарностью Президенту В.В. Путину за поддержку данного события, готовится торжественно отметить эту историческую дату.

Комиссия Правительства страны во главе с Маратом Шакирзяновичем Хуснуллиным совместно с Президентом республики Рустамом Нургалиевичем Миннихановым и Правительством республики приступили к поэтапной реализации этого масштабного проекта.

Бу вакыйга илебезнең барлык ислам руханиларын берләштерүдә хәлиткеч роль уйнарга тиеш. Татарстан мөселманнарының Диния нәзарәте, Болгар ислам академиясе, Казандагы Россия ислам институты, Татарстан Фәннәр академиясенең Исламны өйрәнү үзәге белән бергәләп әлеге изге гамәлгә әһәмиятле өлеш кертәсенә шигебез юк!

Академия наук Татарстана вносит значительный вклад в общественно-политическое развитие Татарстана, в формирование современной научно-образовательной политики республики. Кроме того, её деятельность объединяет татар, проживающих за пределами Татарстана. Скажем, научные экспедиции гуманитариев в места компактного проживания татар, посещение ряда республик, субъектов РФ позволяют включать локальные этнические истории и традиции в единую историю развития народа.

На данном юбилейном заседании Академии наук хотел бы особо, с благодарностью отметить ученых, создавших семитомное академическое издание «История татар с древнейших времен» под эгидой и научно-методическим руководством Института истории имени Шигабутдина Марджани. Это – этапное событие. Было время, в годы работы Президентом республики я неоднократно обращался к нашим ученым с вопросом: когда мы создадим историю татар? Все соглашались с необходимостью подготовки и издания такого труда, но никто не осмелился. Группа ученых из недр Академии наук – из института Истории им. Ш.Марджани сделали это.

Данное издание внесло свой вклад в изучение и популяризацию объективной истории народов Российской Федерации, в представление России как великой евразийской державы, созданной усилиями многих народов и воплотившей в себе единство славянской и тюркской цивилизаций.

Мы прекрасно знаем, что объединяющим началом для каждого этноса являются имена, труды, наследие его великих сынов и дочерей. Поэтому мы должны помнить и ценить то, что 15-ти томные собрания сочинений Гаяза Исхаки и Галимджана Ибрагимова, 6-ти томное академическое издание Габдуллы Тукая, многотомники Каюма Насыри, Шарифа Камала, Галиасгара Камала, Хади Такташа, Хасана Туфана, Мусы Джалиля, труды видных ученых, философов и общественных деятелей стали доступны нашему обществу благодаря кропотливому исследовательскому труду татарстанских гуманитариев.

Особой благодарности достойна деятельность ученых по разработке нового поколения учебников по татарскому языку и татарской литературе, по созданию условий для ведения полного курса обучения с 1 по 11 классы по этим предметам в онлайн-формате.

Эти важнейшие направления деятельности ученых - гуманитариев надо продолжать. Вообще я считаю, что сохранение и приумножение культурных и духовных традиций нашего народа, изучение вопросов сбережения межнационального мира, проблематики выстраивания стабильных межконфессиональных отношений – это важнейшая функция татарстанской науки.

Особое внимание должно быть уделено вопросам татарского языка. Есть замечательная татарская поговорка: «Тел - ананың теләге, тел - ананың баласына иң кадерле бүләге». В своей работе надо всегда помнить об этом. В настоящее время татарский язык еще не в полной мере используется учеными как язык науки. В вопросах сбережения и развития татарского языка надо быть более настойчивыми. Особая роль в этом направлении у Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова.

Г. Ибраһимов исемендәге Тел, әдәбият һәм сәнгать институты Татарстан Фәннәр академиясен төзүдә хәлиткеч роль үтәде, ул хәзер дә Академиянең төп таянычы булып кала бирә. Институт заманыбызның актуаль фәнни проблемаларын максатчан рәвештә чишү, яңа ачышларга илтә торган проектларны гамәлгә ашыру белән беррәттән, рухи мирасыбызның, озак еллар дәвамында онытылып торган өлкәләрен, яңадан барлап, дөньяга чыгару эшенә зур игътибар бирә. Соңгы елларда өчәр томлык «Татар әдәби теле тарихы», «Татар теленең академик лексикологиясе», сигез томлык «Татар әдәбияты тарихы», Габдулла Тукай энциклопедиясе, Гаяз Исхакый һәм Галимҗан Ибраһимовларның 15әр томлык академик басмалары татар фән дөньясында гына түгел, төрки кардәшләребез тарафыннан да югары бәяләнә. Институтның гомер-гомергә Россия Федерациясе төбәкләрендә төпләнеп яшәгән милләттәшләребезнең рухи-мәдәни мирасын экспедицияләр аша өйрәнеп, аларның нәтиҗәләрен халыкка җиткерү юнәлешендәге эшчәнлеге дә гаять әһәмиятле.

Выдающийся мыслитель и просветитель татарского народа Шигабутдин Марджани сказал: «Үткәнен белмәгән, милли тәрбия алмаган кешенең киләчәге юк».

Как вы знаете, сейчас мы реализуем в республике проект по созданию полилингвальных образовательных комплексов.  Полилингвальная школа призвана обеспечить образование на русском, татарском и английском языках, стать школой, применяющей эффективные образовательные практики, ученики которой ценят свою, понимают другие культуры. Мы должны воспитать наших детей конкурентноспособными.    

Я призываю вас, уважаемые ученые, включиться в этот проект и организовать научное сопровождение педагогических процессов в новых школах. Жизнь не стоит на месте, необходимо изучать мировой опыт и вооружать учителей новых школ современными методиками. Я уверен, Ваша научная поддержка позволит значительно повысить эффективность работы полилингвальных школ. Отрадно, что появилась монография «Основы полилингвального образования» Фарита Ялалова (Институт татарской энциклопедии и регионоведения). Ждем от Академии наук республики дальнейших научных исследований.

Тем более вы недавно удивили своей разработкой программы распознавания и транслитерации татарского арабографичного печатного текста на современную кириллицу «Miras-Tat». Люди моего поколения и чуть помладше, те, кто рос с бабушками, помнят, как в домах по вечерам читали про Юсуфа и Зулейху, Лейлу и Меджнуна и другие книги. К сожалению, поколение советских людей оказалось оторванным от литературы, написанной на арабографике. И вот мне рассказывают, что в Казани специалисты Академии наук и Казанского федерального университета впервые в мире разработали данную программу. Это же технология 21 века, которая позволяет нам сохранить наследие прошлого и открыть доступ к нему всем желающим!

В процессе каждодневной работы над проектом полилингвального образования приходит понимание, что его эффективность значительно возрастет при организации системной воспитательной работы с подрастающим поколением. Убежден - в эту работу должно включиться всё общество в целом.

Считаю, что нужна активизация работы по формированию у подрастающего поколения системы взглядов и мировоззрения, основанных на духовных и нравственных ценностях нашего многонационального народа.

Да, это процесс длительный, но иного пути нет. Любые недоработки в этой области, любые пустоты будут заполнены чуждыми нашему обществу идеями.

Ключевая роль в этом процессе – у родителей. В детстве ребенок впитывает всё, как «губка». Татарская пословица гласит: «Оясында ни күрсә – очканында шул булыр”. При этом надо иметь ввиду, что промежуток жизни ребенка от 0 до 6 лет, так называемый сензитивный период - это время наивысших возможностей ребенка для развития. В этом возрасте дети могут впитывать огромные объемы информации.  

Если мы соглашаемся с тезисом о том, что ключевая роль в вопросе воспитания ребенка у родителей, то необходимо готовить будущих родителей к этой важной роли. Речь может идти о создании обязательных курсов для будущих родителей, чтобы они занимались воспитанием ребенка не спонтанно и интуитивно, а со знанием определенных азов воспитательной работы. Считаю, что эту работу нельзя пускать на самотек и государство должно организовать эти курсы или по крайней мере, должны быть подготовлены соответствующие методические пособия для будущих родителей. Это важный момент, так как многие родители зачастую не только не понимают всю важность процесса домашнего воспитания, но в ряде случаев самоустраняются от воспитания детей. По вопросам воспитания подрастающего поколения должна быть проведена серьезная работа ученых в сферах педагогики и психологии.

Татарстан - один из регионов-лидеров Российской Федерации, сочетающий развитый промышленный потенциал и серьезную сырьевую базу.

Для дальнейшего развития нашей республики необходимо задействовать резервы, повысить эффективность работы всех отраслей. Это предполагает тесное сотрудничество науки и ключевых бюджетообразующих предприятий республики. Считаю, что потенциал Академии наук Республики Татарстан может и должен приносить гораздо больший социально-экономический эффект. В этой связи большой фронт работы у Центра перспективных экономических исследований, который кропотливо занимается разработкой модели развития Татарстана, сценариев развития социально-экономической сферы республики.

Если говорить о точках роста, считаю, что газохимия является важным направлением, которое необходимо развивать у нас, тем более, через республику проходит газопровод из Уренгоя.

В 2023 году в республике будет запущено новое производство этилена, на базе которого можно будет развивать малотоннажную химию.

Мы ждем от Академии наук республики предложений по дальнейшему участию в социально-экономическом развитии республики.

Не могу не поднять весьма значимый блок вопросов.  Как вы знаете, сегодня мир столкнулся с глобальным изменением климата.

В ближайшее время потребление бензина и дизельного топлива будет сокращаться, поэтому необходимо заниматься вопросами передела данной продукции в нефтехимическую.

С учетом того, что республика обладает развитым сельским хозяйством, перед нашими учеными стоит задача подготовить республиканских сельхозтоваропроизводителей, по мере возможности, ко всем погодным катаклизмам. Речь идет о продовольственной безопасности нашей республики.

Весьма актуальна работа по развитию экологического мониторинга и сохранению окружающей среды в республике, которую ведет Институт проблем экологии и недропользования.

Как Вы знаете, на международном саммите по климату Президент РФ В.В. Путин напомнил, что каждая тонна метана создает парниковый эффект в 25–28 раз больший, чем тонна углекислого газа.

В настоящее время подготовлен проект "Глобальное метановое обязательство", согласно которому планируется сократить выбросы метана на 30 процентов. Эта работа ведется в преддверии климатической конференции ООН, которая пройдет в ноябре в Глазго. К соглашению могут присоединиться более 20 стран. В этой связи необходим детальный анализ ситуации по выбросам метана в нашей республике.

Структура мировой энергетики в ближайшие десятилетия должна претерпеть радикальные изменения. В мире все громче говорят о водородной энергетике. А в ряде стран уже есть соответствующие стратегические программы. В октябре 2020 г. утверждена «дорожная карта» развития водородной энергетики в Российской Федерации. Отрадно, что есть понимание происходящих в мире процессов и у наших производителей. Так, компания «Татнефть» намерено реализовать проект по созданию углеродно-нейтрального поселка в Татарстане, система жизнеобеспечения которого будет основана на биотехнологиях.

Татарстан в настоящее время производит более 400 тыс. тонн водорода. На пути использования водорода существуют достаточно высокие «барьеры», знание которых позволит наметить пути их преодоления. Например, необходимо внедрение оптимальных решений по транспортировке и хранению водорода, решение вопросов безопасной эксплуатации водородного оборудования и многое другое. Уверен в этой работе татарстанские ученые должны также сказать свое слово.

Поразительно как стремительно меняются технологии, фактически за жизнь одного поколения. Мы уже вступаем на путь освоения водородной энергии, хотя не так давно по историческим меркам, на селе заготавливали кизяк и обогревали им жилища. Мы, деревенские мальчишки, были великими мастерами этого ремесла!

Хөрмәтле галимнәребез! Ваша дальновидность и повседневная работа на перспективу являются главными в научной сфере. Уверен, что Академия наук Республики Татарстан превратится в уникальный центр науки, своевременно отвечающий на вызовы XXI века.

Поздравляю всех ученых нашей республики и Академию с этим трудовым юбилеем! От всей души желаю здоровья, благополучия и новых открытий на благо родной республики! Барыбызга да бик зур рәхмәт!

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International